Статья 43 Конституции Российской Федерации не только гарантирует право на образование любому ребенку, не зависимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителей предоставить доступ к образованию, что закреплено в законе Российской Федерации «Об образовании». Дети-инвалиды не являются исключением - законодательство России, конвенция ООН о правах ребенка и различные международно-правовые пакты закрепляют права детей-инвалидов на получение образования, физическую, психологическую и социальную реабилитацию в условиях максимальной социальной интеграции.
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки
Меры поддержки
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
Может ли ребенок-инвалид учиться в общеобразовательной школе?
Статья 43 Конституции Российской Федерации не только гарантирует право на образование любому ребенку, не зависимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителей предоставить доступ к образованию, что закреплено в законе Российской Федерации «Об образовании». Дети-инвалиды не являются исключением - законодательство России, конвенция ООН о правах ребенка и различные международно-правовые пакты закрепляют права детей-инвалидов на получение образования, физическую, психологическую и социальную реабилитацию в условиях максимальной социальной интеграции.
Одним из самых эффективных методов получения образования детьми-инвалидами и их одновременной социальной реабилитации является инклюзивное образование - получение образования детей с особыми возможностями в общеобразовательных учебных заведениях. Инклюзивное образование предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям детей и преследует цель не только максимально интегрировать детей-инвалидов в общество, но и с раннего возраста приучить других детей к мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями, которые являются такими же индивидуумами и членами общества, как и остальные дети, хотя в чем-то и отличаются от них. С этой целью ЮНЕСКО изменил использовавшийся ранее термин «интегрированное образование» на «инклюзивное образование», тем самым подчеркивая, что у всех детей существуют разные потребности в обучении. Ни для кого не секрет, что сегодня в общеобразовательных школах обучаются дети с совершенно разными психическими особенностями и способностью к обучению, включение в число учащихся общеобразовательных школ детей с особыми потребностями не оказывает существенного влияния на процесс обучения (при условии материального, методического обеспечения). Более того, при грамотном внедрении системы инклюзивного образования происходит не только максимально возможная социальная интеграция детей-инвалидов, но и повышается эффективность процесса обучения других детей.
Для приема ребенка с особыми потребностями в общеобразовательную школу будет достаточно заявления одного из родителей, его паспорта, копии свидетельства о рождении ребенка и медицинской карты (форма 286 у). В некоторых случаях желательно предоставить индивидуальную программу реабилитации инвалида - документ, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приказ № 287 от 29.11.2004) и выдаваемый федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Индивидуальная программа реабилитации инвалида обязывает предоставить ребенку-инвалиду технические средства реабилитации, услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической реабилитации. Предоставление индивидуальной программы реабилитации инвалида не является обязательным условием приема ребенка с особыми потребностями в общеобразовательную школу, однако это в большинстве случаев является желательным, т.к. там могут быть даны рекомендации по обучению и созданию наиболее эффективных условий для этого.
Кроме очной формы обучения в общеобразовательной школе образование ребенка-инвалида может осуществляться в очно-заочной, заочной форме, в форме экстерната, надомного обучения, семейного образования. Возможно также обучение ребенка в интернате или коррекционной школе, куда он направляется на обучение органами управления образования. Для этого необходимо заключение психолого-медико-педагогической комиссии и согласие родителей. Если даже это заключение является положительным, то без согласия родителей никто не вправе сделать этого и родители имеют полное право определить своего ребенка в ближайшую к месту жительства общеобразовательную школу, а органы управления образования ОБЯЗАНЫ предоставить ребенку-инвалиду образование в той форме, на которой настаивают родители, что и оговаривается в законе Российской Федерации «Об образовании».
Заключение психолого-медико-педагогической комиссии «не обучаем» вступает в прямое противоречие с этим законом и в настоящее время подобную отметку ставить запрещено и родители могут требовать принять ребенка с особыми потребностями в ближайшую общеобразовательную школу. Комиссия может дать рекомендации по проведению реабилитационных работ, которые будут способствовать нормальному развитию и обучению ребенка, но не лишить его права на образование в той форме, которую считают наиболее приемлемой его родители. Действия комиссии можно обжаловать в суде, т.к. ее члены обязаны не давать заключение об «обучаемости» или «необучаемости» ребенка, а разработать рекомендации для того, чтобы ребенок стал даже с их точки зрения «обучаем», в чем, по большому счету, и заключаются их профессиональные обязанности, а заключение «не обучаем» является признаком некомпетентности, профессиональной непригодности и несоответствия занимаемой должности членов комиссии.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- расширены дверные проемы во всех учебных кабинетах,
- два класса начальной школы (кб. 106, 107, 1 этаж 1 корпуса) оборудованы моноблоками ACER VERITON Z2610G со специальной клавиатурой Clevy с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой, джойстиком (адаптированный Optima) (аппаратно-программный комплекс для детей с нарушениями в развитии ОДА (ДЦП), а также специальными столиками для детей с нарушениями в развитии (ДЦП);
- в трех классах установлены интерактивные доски;
- имеется передвижной компьютерный класс;
об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
кабинет психолога используется для проведения коррекци-онно -развивающих занятий. Он оснащен:
- специальным столиком для детей с нарушениями в развитии (ДЦП),
- комплектами оборудования для групповых занятий с детьми с ОВЗ («Волна» (3 шт), «Экватор» (1 шт.),
- аппаратным программно - техническим комплексом «Тимокко» (развивающе - коррекционный комплекс с видеобиоуправлением);
- моноблоком ACER VERITON Z2610G оборудованным специальной клавиатурой Clevy с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой, джойстиком, адаптированный Optima (аппаратно-программный комплекс для детей с нарушениями в развитии ОДА (ДЦП);
- компьютерной техникой: Ноутбук ASUS (3 штуки);
- диагностическим инструментарием для групповых и индивидуальных занятий по всем направлениям развития ребенка (познавательная, интеллектуальная, эмоционально-волевая деятельности, профилактика аддиктивного поведения);
комната психологической разгрузки, оборудованная под сенсорную комнату и включающая:
- ионизатор воздуха
- прозрачная колонна со световым эффектом
- зеркальный шар
- угловой сухой бассейн
- конструктор «Поликарпова»
- тактильная дорожка с наполнителем
- дидактическая игрушка «Черепаха»
- массажный коврик
- модульный набор мягкой мебели «Иришка»
- профессиональный психологический инструментарий «Иматон»
- транс-медитативный сеанс «Встреча с целителем»
- методическое обеспечение по системе цветодиагностики
кабинет для занятий с учителем-дефектологом и учителем логопедом оснащен диагностическим инструментарием для групповых и индивидуальных занятий;
Информационно-библиотечный центр оснащен:
- аппаратно-программным комплексом для слабослышащих детей, в том числе с системой звукового поля,
- аппаратно-программным комплексом с увеличителем для детей с нарушением зрения,
- рабочим местом для детей с нарушением в развитии (специальный регулируемый столик для учащихся с нарушением в развитии),
- моноблоком ACER VERITON Z2610G, оборудованным специальной клавиатурой Clevy с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой, джойстиком (адаптированный Optima) (для детей с последствиями ДЦП);
кабинет технологии:
для девочек оборудована швейная мастерская (Комплект оборудования мастерских по профилям «Портной», «Швея»);
для мальчиков оборудована столярная мастерская;
об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
- размещение спортивного зала на первом этаже:
- расширены дверные проемы,
- приобретен спортивный инвентарь, в том числе массажные мячи, скакалки, гимнастические палки, шведская стенка и другое,
- учителя приняли участие в курсах по организации обучения детей с ОВЗ,
- применяются в работе индивидуальные образовательные маршруты,
- обеспечен доступ к электронным учебникам по физической культуре (со 2 по 11 классы).
о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
- организация классов инклюзивного образования и индивидуального обучения на дому (очно/заочно) на основании заключения территориального или областного психолого-медико-педагогического консилиумов;
- разработка адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
- разработка специальных индивидуальных программ реабилитации (СИПР);
- обеспечение учебниками детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии, умственную отсталость (1-9 классы)
об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
- проведены работы по адаптации здания для детей-инвалидов, детей с ОВЗ:
- размещены маркировочные указатели движения;
- имеется тактильная мнемосхема для людей с ослабленным зрением;
- оборудован пандус при входе в школу (со стороны запасного выхода);
- расширены дверные проемы в здание и помещения школы;
- установлены поручни, перила для маломобильных групп;
- обрудована специализированная туалетная комната;
- оборудована раздевалка для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ;
- приобретен пандус - платформа (складной) для детей с нарушениями в развитии ОДА (ДЦП);
- осуществлена контрастная маркировка на лестничных клетках и проемах;
- оборудована кнопка вызова помощника, ведется контроль за ее техническим состоянием;
- установлен знак места стоянки транспорта инвалида;
- размещение комнаты психологической разгрузки и кабинета психолога, спортивного зала, столовой, раздевалки для инвалидов с нарушением ОДА, двух учебных кабинетов, специализированной туалетной комнаты на первом этаже
о специальных условиях питания:
- организована выдача продуктовых наборов в семьи с детьми -инвалидами, обучающимися на дому,
- организовано бесплатное питание для детей-инвалидов, обучающихся в классах
о специальных условиях охраны здоровья:
- для всех учащихся школы, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья, установлены группы здоровья;
- обеспечено нахождение в медицинском кабинете школы медицинского работника в период предоставления учащимся образовательных услуг, работа медицинского кабинета;
- обеспечена работа кабинет стоматолога;
- обеспечена реализация мероприятий ИПРА детей-инвалидов в части, касающейся образовательной организации;
- ведется контроль за прохождением детьми медицинских осмотров, профилактических прививок;
- расстановка парт в учебных классах осуществляется в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, имеется маркировка;
- в каждом классе, коридорах и кабинетах специалистов установлены рециркуляторы воздуха;
- имеются графики проветривания и обработки дезсредствами;
о доступе к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ;
- официальный сайт школы оборудован системой доступа для инвалидов с ослабленным зрением;
- вход в здание имеет вывеску, выполненную с использованием шрифта Брайля, тактильную мнемосхему;
об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ:
- платформы Учи.ру; Якласс; РЭШ; МЭШ; РЕШУ ОГЭ; РЕШУ ЕГЭ; Видеоуроки.нет; ЯндексУчебник.
о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
- мультимедийные комплексы (проектор, экран);
- интерактивные и маркерные доски;
- мобильный (переносной) компьютерный класс (ноутбуки);
- МФУ;
- Комплект оборудования мастерских по профилям «Портной», «Швея», «Столярная мастерская»
- индивидуального пользования:
- аппаратно-программный комплекс для слабо слышащих детей с системой звукового поля;
- моноблоки ACER VERITON Z2610G со специальной клавиатурой Clevy с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой, джойстиком (адаптированный Optima) (аппаратно-программный комплекс для детей с нарушениями в развитии ОДА (ДЦП);
- специальные столики для детей с нарушениями в развитии (ДЦП);
- аппаратно-программный комплекс с увеличителем для детей с нарушением зрения.