МАОУ СОШ № 30
город Тамбов
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Статья 43 Конституции Российской Федерации не только гарантирует право на образование любому ребенку, не зависимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителей предоставить доступ к образованию, что закреплено в законе Российской Федерации «Об образовании».  Дети-инвалиды не являются исключением - законодательство России, конвенция ООН о правах ребенка и различные международно-правовые пакты закрепляют права детей-инвалидов на получение образования, физическую, психологическую и социальную реабилитацию в условиях максимальной социальной интеграции.

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Меры поддержки

    питание.
    Питание учащимся льготной категории
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    К льготной категории относятся дети-инвалиды, дети из многодетных или малообеспеченных семей, дети, состоящие на учёте в туберкулёзном диспансере и другие ребята.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Может ли ребенок-инвалид учиться в общеобразовательной школе?

    Статья 43 Конституции Российской Федерации не только гарантирует право на образование любому ребенку, не зависимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителей предоставить доступ к образованию, что закреплено в законе Российской Федерации «Об образовании».  Дети-инвалиды не являются исключением - законодательство России, конвенция ООН о правах ребенка и различные международно-правовые пакты закрепляют права детей-инвалидов на получение образования, физическую, психологическую и социальную реабилитацию в условиях максимальной социальной интеграции.

     Одним из самых эффективных методов получения образования детьми-инвалидами и их одновременной социальной реабилитации является инклюзивное образование - получение образования детей с особыми возможностями в общеобразовательных учебных заведениях. Инклюзивное образование предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям детей и преследует цель не только максимально интегрировать детей-инвалидов в общество, но и с раннего возраста приучить других детей к мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями, которые являются такими же индивидуумами и членами общества, как и остальные дети, хотя в чем-то и отличаются от них. С этой целью ЮНЕСКО изменил использовавшийся ранее термин «интегрированное образование» на «инклюзивное образование», тем самым подчеркивая, что у всех детей существуют разные потребности в обучении. Ни для кого не секрет, что сегодня в общеобразовательных школах обучаются дети с совершенно разными психическими особенностями и способностью к обучению, включение в число учащихся общеобразовательных школ детей с особыми потребностями не оказывает существенного влияния на процесс обучения (при условии материального, методического обеспечения). Более того, при грамотном внедрении системы инклюзивного образования происходит не только максимально возможная социальная интеграция детей-инвалидов, но и повышается эффективность процесса обучения других детей.

    Для приема ребенка с особыми потребностями в общеобразовательную школу будет достаточно заявления одного из родителей, его паспорта, копии свидетельства о рождении ребенка и медицинской карты (форма 286 у). В некоторых случаях желательно предоставить индивидуальную программу реабилитации инвалида - документ, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приказ № 287 от 29.11.2004) и выдаваемый федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Индивидуальная программа реабилитации инвалида обязывает предоставить ребенку-инвалиду технические средства реабилитации, услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической реабилитации. Предоставление индивидуальной программы реабилитации инвалида не является обязательным условием приема ребенка с особыми потребностями в общеобразовательную школу, однако это в большинстве случаев является желательным, т.к. там могут быть даны рекомендации по обучению и созданию наиболее эффективных условий для этого.

    Кроме очной формы обучения в общеобразовательной школе образование ребенка-инвалида может осуществляться в очно-заочной, заочной форме, в форме экстерната, надомного обучения, семейного образования. Возможно также обучение ребенка в интернате или коррекционной школе, куда он направляется на обучение органами управления образования. Для этого необходимо заключение психолого-медико-педагогической комиссии и согласие родителей. Если даже это заключение является положительным, то без согласия родителей никто не вправе сделать этого и родители имеют полное право определить своего ребенка в ближайшую к месту жительства общеобразовательную школу, а органы управления образования ОБЯЗАНЫ предоставить ребенку-инвалиду образование в той форме, на которой настаивают родители, что и оговаривается в законе Российской Федерации «Об образовании».

    Заключение психолого-медико-педагогической комиссии «не обучаем» вступает в прямое противоречие с этим законом и в настоящее время подобную отметку ставить запрещено и родители могут требовать принять ребенка с особыми потребностями в ближайшую общеобразовательную школу. Комиссия может дать рекомендации по проведению реабилитационных работ, которые будут способствовать нормальному развитию и обучению ребенка, но не лишить его права на образование в той форме, которую считают наиболее приемлемой его родители. Действия комиссии можно обжаловать в суде, т.к. ее члены обязаны не давать заключение об «обучаемости» или «необучаемости» ребенка, а разработать рекомендации для того, чтобы ребенок стал даже с их точки зрения «обучаем», в чем, по большому счету, и заключаются их профессиональные обязанности, а заключение «не обучаем» является признаком некомпетентности, профессиональной непригодности и несоответствия занимаемой должности членов комиссии.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    • расширены дверные проемы во всех учебных кабинетах,
    • два класса начальной школы (кб. 106, 107, 1 этаж 1 корпуса) оборудованы моноблоками ACER VERITON Z2610G со специальной клавиатурой Clevy  с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой, джойстиком (адаптированный Optima) (аппаратно-программный комплекс для детей с нарушениями в развитии ОДА (ДЦП), а также специальными столиками для детей с нарушениями в развитии (ДЦП);
    • в трех классах установлены интерактивные доски;
    • имеется передвижной компьютерный класс;

    об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:

    кабинет психолога используется для проведения коррекци-онно -развивающих занятий. Он оснащен:

    • специальным столиком для детей с нарушениями в развитии (ДЦП),
    • комплектами оборудования для групповых занятий с детьми с ОВЗ («Волна» (3 шт), «Экватор» (1 шт.),
    • аппаратным программно - техническим комплексом «Тимокко» (развивающе - коррекционный комплекс с видеобиоуправлением);
    • моноблоком ACER VERITON Z2610G оборудованным специальной клавиатурой Clevy  с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой, джойстиком, адаптированный Optima (аппаратно-программный комплекс для детей с нарушениями в развитии ОДА (ДЦП);
    • компьютерной техникой: Ноутбук ASUS (3 штуки);
    • диагностическим инструментарием для групповых и индивидуальных занятий по всем направлениям развития ребенка (познавательная, интеллектуальная, эмоционально-волевая деятельности, профилактика аддиктивного поведения);

    комната психологической разгрузки, оборудованная под сенсорную комнату и включающая:

    • ионизатор воздуха
    • прозрачная колонна со световым эффектом
    • зеркальный шар
    • угловой сухой бассейн
    • конструктор «Поликарпова»
    • тактильная дорожка с наполнителем
    • дидактическая игрушка «Черепаха»
    • массажный коврик
    • модульный набор мягкой мебели «Иришка»
    • профессиональный психологический инструментарий «Иматон»
    • транс-медитативный сеанс «Встреча с целителем»
    • методическое обеспечение по системе цветодиагностики

    кабинет для занятий с учителем-дефектологом и учителем логопедом оснащен диагностическим инструментарием для групповых и индивидуальных занятий;

    Информационно-библиотечный центр оснащен:

    • аппаратно-программным комплексом для слабослышащих детей, в том числе с системой звукового поля,
    • аппаратно-программным комплексом с увеличителем для детей с нарушением зрения,
    • рабочим местом для детей с нарушением в развитии (специальный регулируемый столик для учащихся с нарушением в развитии),
    • моноблоком ACER VERITON Z2610G, оборудованным специальной клавиатурой Clevy  с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой, джойстиком (адаптированный Optima) (для детей с последствиями ДЦП);

    кабинет технологии:

    для девочек оборудована швейная мастерская (Комплект оборудования мастерских по профилям «Портной», «Швея»);

    для мальчиков оборудована столярная мастерская;

    об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    • размещение спортивного зала на первом этаже:
    • расширены дверные проемы,
    • приобретен спортивный инвентарь, в том числе массажные мячи, скакалки, гимнастические палки, шведская стенка и другое,
    • учителя приняли участие в курсах по организации обучения детей с ОВЗ,
    • применяются в работе индивидуальные образовательные маршруты,
    • обеспечен доступ к электронным учебникам по физической культуре (со 2 по 11 классы).

    о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:

    • организация классов инклюзивного образования и индивидуального обучения на дому (очно/заочно) на основании заключения территориального или областного психолого-медико-педагогического консилиумов;
    • разработка адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
    • разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
    • разработка специальных индивидуальных программ реабилитации (СИПР);
    • обеспечение учебниками детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии, умственную отсталость (1-9 классы)

    об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:

    • проведены работы по адаптации здания для детей-инвалидов, детей с ОВЗ:
    • размещены маркировочные указатели движения;
    • имеется тактильная мнемосхема для людей с ослабленным зрением;
    • оборудован пандус при входе в школу (со стороны запасного выхода);
    • расширены дверные проемы в здание и помещения школы;
    • установлены поручни, перила для маломобильных групп;
    • обрудована специализированная туалетная комната;
    • оборудована раздевалка для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ;
    • приобретен пандус - платформа (складной) для детей с нарушениями в развитии ОДА (ДЦП);
    • осуществлена контрастная маркировка на лестничных клетках и проемах;
    • оборудована кнопка вызова помощника, ведется контроль за ее техническим состоянием;
    • установлен знак места стоянки транспорта инвалида;
    • размещение комнаты психологической разгрузки и кабинета психолога, спортивного зала, столовой, раздевалки для инвалидов с нарушением ОДА, двух учебных кабинетов, специализированной туалетной комнаты на первом этаже

    о специальных условиях питания:

    • организована выдача продуктовых наборов в семьи с детьми -инвалидами, обучающимися на дому,
    • организовано бесплатное питание для детей-инвалидов, обучающихся в классах

    о специальных условиях охраны здоровья:

    • для всех учащихся школы, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья, установлены группы здоровья;
    • обеспечено нахождение в медицинском кабинете школы медицинского работника в период предоставления учащимся образовательных услуг, работа медицинского кабинета;
    • обеспечена работа кабинет стоматолога;
    • обеспечена реализация мероприятий ИПРА детей-инвалидов в части, касающейся образовательной организации;
    • ведется контроль за прохождением детьми медицинских осмотров, профилактических прививок;
    • расстановка парт в учебных классах осуществляется в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, имеется маркировка;
    • в каждом классе, коридорах и кабинетах специалистов установлены рециркуляторы воздуха;
    • имеются графики проветривания и обработки дезсредствами;

    о доступе к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ;

    • официальный сайт школы оборудован системой доступа для инвалидов с ослабленным зрением;
    • вход в здание имеет вывеску, выполненную с использованием шрифта Брайля, тактильную мнемосхему;

    об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ:

    • платформы Учи.ру; Якласс; РЭШ; МЭШ; РЕШУ ОГЭ; РЕШУ ЕГЭ; Видеоуроки.нет; ЯндексУчебник.

    о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:

    • мультимедийные комплексы (проектор, экран);
    • интерактивные и маркерные доски;
    • мобильный (переносной) компьютерный класс (ноутбуки);
    • МФУ;
    • Комплект оборудования мастерских по профилям «Портной», «Швея», «Столярная мастерская»
    • индивидуального пользования:
    • аппаратно-программный комплекс для слабо слышащих детей с системой звукового поля;
    • моноблоки ACER VERITON Z2610G со специальной клавиатурой Clevy  с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой, джойстиком (адаптированный Optima) (аппаратно-программный комплекс для детей с нарушениями в развитии ОДА (ДЦП);
    • специальные столики для детей с нарушениями в развитии (ДЦП);
    • аппаратно-программный комплекс с увеличителем для детей с нарушением зрения.
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie