Основой для рождения НОУ стал не только государственный заказ. Существовала еще и активная позиция самих ребят, их родителей, социальных партнеров: школа№30 является микрайонообразующей, активно взаимодействует с Советом территории микрорайона «Пехотка», поэтому кому, как ни нам начинать работу по поиску и развитию детских научных и социальных инициатив.
Задачами НОУ стали вовлечение школьников в творческие занятия, в науку изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, но при этом внимание уделяется и развитию навыков принимать решения и помогать друг другу, формулировать индивидуальные интересы и осознавать перспективы, в т.ч. профессиональные.
Пропуском в мир научного общества учащихся является личный интерес и увлеченность. «Эврика» дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к основам науки, знакомит с методами исследовательской и творческой работы, развивает креативность и любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Организация научной работы со школьниками – работа системная. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых увлекает не только работа со школьным учебником: они читают словари и специальную литературу, путешествуют по Интернету и ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Перспектива работы с младшими школьниками – в привлечении родителей к совместной работе по проектированию и моделированию творческих идей, созданию презентаций и выходу на совместные выступления на школьных публичных мероприятиях.
Работа НОУ в среднем звене имеет другую особенность. С момента рождения научного сообщества школьников и учителей нам хотелось привлечь к ней социальных партнеров школы, заинтересованных в участии в образовательном процессе. В школе сложилась устойчивая сеть социального партнерства, но главное мы адекватно позиционируем себя в окружающем образовательном пространстве и понимаем, что без участия привлеченных внешних научных сил нам не выйти на разумный уровень исследовательской работы школьников. На сегодняшний день мы пользуемся поддержкой не только университетских преподавателей, но и ветеранских организаций, музейных и библиотечных сотрудников, общественных представителей партии «Единая Россия».
При сложившейся системе научно-исследовательской работы основной ее «вес» приходится на старшую ступень, учеников 10-11 классов. Это объясняется не только их личной заинтересованностью в проектной и исследовательской работе в рамках профильного обучения. Прежде всего, на этом уровне для ребят главными словами, определяющими их успех, становятся самостоятельность, личная заинтересованность, лидерская позиция, профессиональное самоопределение, школьники достигают первых весомых результатов своей деятельности в рамках НОУ.